Яндекс.Метрика
Подпишитесь на рассылку E.В.А. и оставайтесь в курсе событийПодписаться

Уязвимые к ВИЧ

Одна из категорий клиенток Ассоциации «Е.В.А.» – это женщины, уязвимые к ВИЧ. Кто они? Какая помощь им нужна?

Одна из категорий клиенток, которые обращаются в проект Ассоциации «Е.В.А.», направленный на снижение материнской смертности, – это женщины, уязвимые к ВИЧ. Уязвимость в контексте ВИЧ/СПИД определяется большей вероятностью инфицирования. За период с июля 2021 г. по апрель 2022 г. таких клиенток в регионах проекта было 393.


Из них 232 получили консультационные услуги и сопровождение, предусмотренные проектом. Всего же клиенткам было оказано 419 услуг, региональное распределение которых выглядит следующим образом: г. Екатеринбург – 39%, Ленинградская область – 31%, г. Санкт-Петербург – 30%.

Обращались женщины репродуктивного возраста от 18 до 48 лет, которые планируют беременность — 52% , были беременны на момент вхождения в проект – 40%, имели новорожденного ребенка – 8%. Большинство – это женщины до 35 лет – 81%.

Уязвимость к ВИЧ наших клиенток обусловлена, в первую очередь, их дискордантным партнерством – 77% женщин имеют постоянного ВИЧ-положительного партнера, еще 17% статус партнера не знают. При этом 64% клиенток утвердительно ответили на вопрос о риске инфицирования за последние 3 месяца, еще 66% не использовали презерватив во время последнего сексуального контакта. Причины, по которым у женщин формируется низкая ценность здоровья самые разные: социокультурные факторы, бедность, особенности эмоционального состояния, зависимости и др.

Одна из недавних клиенток проекта – Виктория.

Виктории 20 лет. 13 недель ее беременности. Это уже третья беременность за последние 2 года. Первая прервана абортом, вторая – разрешилась на раннем сроке с потерей ребенка.


Прим.: Из числа клиенток проекта 22,7 % не имеют детей, 47,2% имеют одного ребенка, 24% – это женщины, имеющие 2 детей и 6% – имеют 3 и более детей.

Виктория безработная и на данный момент проживает с сожителем в ее квартире в отдаленном районе города. Квартира находится в залоге у банка, а Виктория – в риске оказаться на улице.

Сожитель Виктории несколько месяцев находится в состоянии ремиссии от употребления психоактивных веществ , неделю назад был уволен с работы. Периодически он уходит из семьи, может пропасть и не появляться несколько суток. С одной стороны Виктория осознает признаки насилия в отношениях и допускает расставание, с другой – не хочет быть его инициатором, любит и мечтает о полной семье для ребенка.

У женщины сложное материальное положение, денег не хватает. Из-за того, что живет в отдаленном районе города, ей трудно добираться до медицинского учреждения. Она не может позволить себе необходимое гормональное лечение и витамины.

Прим.: Среди клиенток проекта встречаются и те, кому средств не хватает на еду и предметы первой необходимости – их 24,4 %.


После того, как Виктория обратилась к консультантке проекта, для нее был сформирован план оказания помощи, который включал в себя, в первую очередь, сопровождение к врачу женской консультации, к специалистам, назначенным к осмотру и на скрининговые исследования.

Клиентки проекта часто нуждаются в сопровождении к врачам для получения лечения и на процедуры. Это может быть связано как с бюрократическими процессами, так и с тем, что ценность собственного здоровья не является приоритетной: посещение врачей откладывается «на потом», важность лечения не осознается в полной мере. Консультанты же работают над тем, чтобы женщина оставалась в системе медицинского наблюдения, формировала привычку заботы о себе.

Прим.: Чаще всего женщины нуждаются в услугах психолога (60%). Другие перенаправления: к инфекционисту (42%), гинекологу (19%), педиатру (8%), на экспресс-тестирование ВИЧ (7%). Прочие специалисты к которым направляют консультанты: юрист, гепатолог, социальный работник, психиатр, равный консультант, маммолог, нарколог, дерматовенеролог.


В истории Виктории психологическая помощь является важной составляющей, потому что клиентка находится в финансовой и психологической зависимости от партнера. Задачи равной консультантки здесь крайне деликатны:

Эмоциональная поддержка и помощь в составлении плана действий и расставлении приоритетов;

Мотивирование на обращение за психологической помощью и посещения групп взаимопомощи со-зависимым;

Информирование об услугах кризисного центра.

Прим.: Опыт насилия для клиенток проекта – нередкое явление. Консультанты отмечают, что процент женщин, испытавших или испытывающих психологическое насилие составляет 54 %, 37% – испытывали физическое насилие, 26% – финансовое, 22,9% – переживали физическое насилие.


Проектом не предусмотрена материальная помощь, но консультанты перенаправляют клиенток в другие НКО и партнерские организации, закрывая тем самым их потребности в продуктах, одежде, молочных смесях, предметах контрацепции и гигиены. Виктория, например, получила дополнительное питание в виде смеси для беременных и кормящих.

Случай Виктории во многом показателен, потому что сложен из нескольких переменных, влияющих на ценность здоровья женщины: созависимость, бедность, партнер, употребляющий наркотики. Из-за сочетания нескольких факторов уязвимость к ВИЧ только усиливается, поэтому своевременные поддержка и помощь важны в этот период как никогда.

Глобальная цель проекта «Сохранение и улучшение жизни беременным женщинам и мамам, живущим с ВИЧ и уязвимым к инфекции» – это снижение материнской смертности среди беременных женщин и рожениц, уязвимых к ВИЧ и живущих с инфекцией.

С момента ведения статистики, а именно с 1970 года, материнская смертность в РФ снижалась с каждым годом. Например, еще в 1990 году этот показатель ровнялся 943 случаям на 100 000 человек. В последние же годы официальная статистика фиксировала показатели в 146, 134, 161 случаев материнской смертности на 100 000 человек. Исключением стал 2021 год, когда показатель повысился до 482 случаев, – связанные c COVID обстоятельства усугубили течение беременности и родов.

Прим.: Клиентки проекта отмечали, что COVID-19 отразился на их здоровье ( 25,1%), психологическом состоянии (32,5%), экономическом (26,6%).

Стоит отметить, что Россия – страна с низким уровнем материнской смертности, благодаря доступной и качественной медицине. В тоже время существуют проблемы на стыке социальной и медицинской помощи, к решению которых вполне успешно подключается некоммерческий сектор. Обладая опытом и ресурсами для работы с уязвимыми к ВИЧ и живущими с ВИЧ женщинами, помогая в каждом конкретном случае, мы движемся в сторону усовершенствования ВИЧ-сервиса и минимизации материнской смертности в России.

Как помочь