Яндекс.Метрика
Подпишитесь на рассылку E.В.А. и оставайтесь в курсе событийПодписаться

Мониторинг государственных закупок и услуг по профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации в 2021 году

Ассоциацией «Е.В.А.» проведён мониторинг государственных закупок товаров и услуг по профилактике ВИЧ-инфекции в наиболее пораженных ВИЧ-инфекцией субъектах Российской Федерации в 2021 году.

Основная цель мониторинга – оценка доступа СО НКО к государственному финансированию в наиболее поражённых ВИЧ-инфекцией регионах в рамках участия в государственных закупках.

В выборку 2021 г. вошли 23 наиболее поражённые ВИЧ-инфекцией субъекта РФ, а также г. Москва. Республика Башкортостан и закупка Минздрава России.

Общие выводы по результатам мониторинга:

  1. В публичных источниках не найдены данные об общей сумме бюджета на профилактические мероприятия в отношении ВИЧ-инфекции в РФ, в т.ч. в пораженных регионах. Также отсутствуют данные по распределению бюджета на профилактические мероприятия для каждого региона РФ в зависимости от уровня бюджета. При этом Общая сумма найденных в ЕИС контрактов составила 176 658 280,46 рублей. 
  2. Конкурсная документация не содержит отчетов о реализованных контрактах, поэтому не представляется возможным провести анализ эффективности профилактических мероприятий.
  3. Большая часть аукционов объявляется во втором полугодии. Это может свидетельствовать как о долгом периоде согласования технических заданий внутри субъекта, так и об отсрочке перечисления средств из федерального бюджета в бюджет субъекта или подписания соглашения с субъектами РФ. При этом очевидно, что для организаций-поставщиков значительно удобнее раннее объявление аукционов, чтобы было достаточно времени для качественной реализации обязательств по контракту.

На закупку каких товаров и услуг расходуется бюджетное финансирование:

  1. Основные средства, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции в регионах РФ, расходуются на информирование общего населения о ВИЧ-инфекции, реализацию комплексных проектов и закупку инструментов профилактики. 
  2. Большая доля закупок направлена на профилактику, связанную с информированием, — в 49,9 % аукционах разыгрывались лоты на организацию указанных мероприятий. При этом ни одна информационная кампания не была направлена на профилактику ВИЧ-инфекции среди ключевых групп.

Кто выигрывает аукционы и предоставляет товары и услуги:

  1. Ведущую роль в организации профилактики среди ключевых групп играют СО НКО, реализуя комплексные проекты.
  2. По количеству выигранных аукционов лидируют рекламные агентства (23,6 % от количества заключенных контрактов в наиболее уязвимых субъектах), обеспечивающие информационное сопровождение акций, разработку аудио- и видеоматериалов, печатной продукции и т. д. В связи со спецификой данных услуг контракты на предоставление таких товаров и услуг чаще заключаются с коммерческими компаниями. Ни одна закупка, осуществленная рекламными агентствами, не была направлена на профилактику ВИЧ-инфекции среди ключевых групп.
  3. Значимую долю аукционов (22,4 %) выигрывают организации, специализирующиеся на торговле. Как правило, они предоставляют государственным организациям инструменты профилактики (тесты на ВИЧ и другие ИППП, презервативы и т.д.).
  4. В аукционах с преференциями для субъектов малого предпринимательства и СОНКО чаще выигрывает малый бизнес.
  5. Доля контрактов, заключенных НКО, составляет 16,0 %. Тем не менее, объем средств, полученных НКО, от общего объема найденных средств (НМЦК) составила 19,9 %, а средняя стоимость контракта 1 407 880,94 рублей. 

Профилактика среди ключевых групп: 

  1. Только 16,1 % от суммы всех контрактов было направлено на оказание услуг в сфере профилактики ВИЧ-инфекции среди ключевых групп. И только в 9 из 25 исследуемых регионов осуществлялись закупки на оказание услуг по профилактике среди ключевых групп. 
  2. В объеме профилактических товаров и услуг, закупаемых в интересах ключевых групп, наибольшее внимание уделяется сообществу ЛУН. В аукционной документации, в которой указаны конкретные категории ключевых групп, ЛУН упоминаются в 11 из 18 случаев. В то же время по сравнению с 2019 и 2020 гг. увеличилось количество аукционов на закупку профилактических товаров и услуг среди других ключевых групп: 9 из 18 закупок направлены на СР, и 8 из 18 – на МСМ.
  3. Профилактика среди ключевых групп осуществляется в основном путем организации комплексных проектов с использованием методов информирования, консультирования, тестирования, социального сопровождения в центр по профилактике и борьбе со СПИД и т. д.
Otchyot-goszakupki-VICH-2021-2

Как помочь