Действующее законодательство
На данный момент в статье 127 Семейного кодекса зафиксирован перечень заболеваний, при наличии которых человек не может стать опекуном и усыновителем. В этот список входят инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, в том числе – ВИЧ-инфекция. Однако люди с ВИЧ находятся на учете всю жизнь. На сегодняшний день ВИЧ-позитивные люди, которые регулярно принимают АРВТ, наблюдаются у врача, имеют неопределяемую вирусную нагрузку, живут полноценной жизнью (столько же, сколько и люди без ВИЧ) и не могут передать инфекцию. Кроме того, многочисленные российские и международные исследования доказывают, что ВИЧ не передается в быту. Несмотря на это, сейчас люди, живущие с ВИЧ, не имеют права усыновлять (удочерять) и брать под опеку детей-сирот (больше публикаций на эту тему доступно по ссылке).
История изменения
Однако в судебной практике встречались случаи, когда ВИЧ-положительным людям удавалось отстоять в суде право усыновлять (удочерять) или брать под опеку детей. Так, в 2010 году член ассоциации «Е.В.А.» и первая в России ВИЧ-положительная женщина, открывшая публично свой статус, Светлана Изамбаева смогла стать опекуном для своего брата, который остался сиротой после смерти их матери.
В 2013 году «Е.В.А.» направило в органы государственной власти обращения с просьбой об исключении из списка ограничений на усыновление, опеку и попечительство ВИЧ и хронические гепатиты. Обращение подписали более 500 человек. В ответ на обращение Минздрав прислал разъяснения о том, что если человек с ВИЧ принимает правильно подобранную терапию, следует рекомендациям врача и имеет неопределяемую вирусную нагрузка, ВИЧ-инфекция и нахождение на диспансерном учете не могут стать препятствием в том, чтобы стать усыновителем или опекуном. Несмотря на это, данные комментарии не были отражены в законодательстве. Но к сожалению, эти комментарии не были отражены в законодательстве.
В 2018 году другой громкий кейс привел к изменениям в сфере семейного законодательства. Супругам из Подмосковья отказали в усыновлении племянника жены из-за того, что у женщины ВИЧ. Пара подала жалобу в Конституционный суд. В ответ Конституционный суд вынес постановление о незаконности запрета ВИЧ-положительным людям усыновлять детей. А в 2019 году был принят закон, разрешающий людям с ВИЧ и вирусом гепатита С усыновлять по решению суда уже проживающих с ними детей.
Однако фактически взять ребенка из детского дома в семью люди с ВИЧ по-прежнему не могут. Члены ассоциации «Е.В.А.», как и многие другие НКО и активисты, неоднократно обращали внимание на дискриминационность Семейного кодекса. Так, об этом говорила равная консультантка «Е.В.А.» Анна Ситникова на Круглом столе в Госдуме, посвященном вопросам законодательного обеспечения профилактики ВИЧ:
«Конечно, есть внесённые поправки в законодательство, где разрешается брать под опеку детей ВИЧ-положительными родственниками. Возникает вопрос: а где проходит грань опасности для детей, уже проживающих в семье и вновь пришедших в семью из детских домов? И ещё один вопрос: почему нельзя усыновлять ВИЧ-положительных детей?».
Постановление Правительства
Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» уже вынесен на общественное обсуждение и опубликован на сайте проектов нормативно правовых актов.
Согласно проекту, люди с ВИЧ, которые не менее года состоят на диспансерном наблюдении у врача-инфекциониста, имеют неопределяемую вирусную нагрузку и уровень CD4+ более 350 клеток/мл, смогут усыновлять/удочерять детей.
Юлия Годунова, директор ассоциации «Е.В.А.», обращает внимание на то, что критерий по уровню CD4+ клеток кажется чрезмерным:
«Поскольку лечение не всегда начинается на ранних стадиях, у некоторых пациентов уровень CD4 может оставаться на уровне менее 300 клеток на протяжении всей жизни».
К консультанткам «Е.В.А.» часто обращаются женщины, которые сталкиваются с проблемами и сложностями в вопросах усыновления. Мы попросили прокомментировать новость о предстоящих изменениях законодательства в данной сфере одну из клиенток (её ВИЧ-положительный муж занимается сейчас оформлением документов на усыновление ребенка от первого брака):
«Процесс подготовки документов на усыновление долгий и непростой. Нужно собрать огромное количество справок и выписок, при этом срок действия этих справок небольшой: что-то действительно в течение месяца, что-то – только в течение двух недель. Плюс нужно учитывать срок подготовки справки. Например, справку о погашении судимости нужно ждать в течение месяца. За это время все остальные справки уже не будут действительны. В нашем случае нужно предоставить в суде справку о том, что у мужа есть ВИЧ-инфекция. Дальше всё выносится на усмотрение суда, и мы не знаем, насколько судья будет компетентен в вопросах ВИЧ-инфекции. Возможность сослаться на действующее Постановление могла бы укрепить нашу позицию в суде. Предложенные Правительством изменения облегчат процесс усыновления для людей с ВИЧ, но он по-прежнему останется продолжительным, и нужно быть очень терпеливым и действительно замотивированным человеком, чтобы справится с этим».