«Е.В.А.» реализует несколько сервисных проектов в разных регионах России. Мы решили раз в неделю раскрывать самые интересные цифры, которые мы собрали за год.
В «Е.В.А.» получают услуги совершенно разные люди: потребители наркотиков, беременные женщины, люди из мест лишения свободы. На этой инфографике показано, насколько востребованы те или иные темы консультаций у разных клиентов и клиенток. Самые популярные темы — внизу. Наименее интересные – сверху. Также указан процент, скольких людей наши специалисты проконсультировали на заданную тему среди клиентов определенной категории. Визуально это похоже на пирамиду потребностей Маслоу.
Мария Годлевская, координаторка проектов «Е.В.А.», объяснила эту схожесть на примере тем консультаций мужчин, употребляющих наркотики: «Здесь, конечно, наиболее востребованы вопросы о зависимостях. Для человека с химической зависимостью более важно – болят ли у него ноги сегодня, тошнит ли его, не звонят ли ему кредиторы из банка, а только потом — лекарства. Пока у человека не удовлетворены эти потребности, он не будет думать о каких-то метафизических вещах типа принятия диагноза, потому что принятие диагноза никак не удовлетворяет его базовые потребности».
За год «Е.В.А.» проконсультировала более 8000 женщин. Конечно, не все они учтены в базе. Более полную картину мы можем предоставить о 2569 женщинах, живущих с ВИЧ. Для них самой популярной темой консультаций стала АРВ-терапия. «АРВТ интересует людей, которые всё-таки решились на лечение, — рассуждает Наталья Заманская, координаторка проектов «Е.В.А.» — Вопросы побочек, вопросы смены схемы, доступность препаратов. 23% женщин обсуждали с консультантами медицинские и социальные услуги. Такой довольно маленький процент можно объяснить тем, что большинство медицинских услуг ВИЧ-положительные женщины получают в СПИД-центре. Если говорить о социальных услугах, у многих предвзятое отношение к государственным социальным службам. И это отношение настолько предвзятое, что даже вопросы об этих услугах не возникают. Клиентам часто приходится объяснять, что Центры семьи в районах Санкт-Петербурга, например, существуют для того чтобы помогать и поддерживать, а не контролировать. Меньше всего женщин, живущих с ВИЧ, интересуют вопросы, связанные со здоровьем дискордантных пар. Возможно, у некоторых из этих женщин ВИЧ-положительные партнеры. А вообще у нас всё очень плохо с половым воспитанием. Женщина начинает интересоваться репродуктивной системой, только когда она беременна или планирует беременность. Женщина о своём здоровье не думает, не то, что о здоровье пары».
Координаторка проекта «Равная поддержка» Наталья Сухова прокомментировала ситуацию с востребованными темами для беременных женщин с ВИЧ: «Сейчас проект «Равная поддержка» реализуется в трёх регионах – Екатеринбург, Новосибирск и Московская область (в Санкт-Петербурге и Ленинградской области реализация проекта пока приостановлена). Ситуация во всех регионах практически одна и та же. Беременные, которые давно живут с ВИЧ-инфекцией или узнали о статусе только во время беременности, задают первые вопросы именно о терапии. Один из главных вопросов: «пью таблетки, может, это все-таки вредно?». Мы объясняем, что терапия необходима, что препараты способствуют тому, чтобы ребенок родился здоровым. Рассказываем всё максимально подробно и подготавливаем к родам. Второй пласт вопросов – социальные (двигаемся как раз «по пирамиде»). Мы говорим о том, что нужно сохранять спокойствие в роддоме – будь то обычный или специализированный для ВИЧ-положительных женщин роддом. Сглаживаем острые углы, когда женщина боится выходить из роддома, потому что боится огласки. Если сталкиваемся с ситуацией домашнего насилия, стараемся перенаправлять женщину в партнерские организации. Конечно, нам никто из женщин ни разу прямо не сказал, что находится в ситуации насилия. Только в ходе второй, третьей консультации мы можем размотать клубок и найти организации, где женщина получит необходимые услуги – психологическую помощь, юридическую консультацию, убежище. Но могу сказать, женщины неохотно на это идут».