Юлия Михайловна Деревенчук – медицинский психолог, специалист по работе с семьями, затронутыми ВИЧ, более 15 лет работает в некоммерческом секторе. Кроме того, она занимает должность психолога в Тюменском Центре профилактики и борьбы со СПИД. Ее опыт работы с кризисными семьями уникальный, а коллеги отзываются о Юлии, как о человеке высококвалифицированном и эмпатичном.
Юлия присоединилась к проекту «Комплексная помощь детям ВИЧ-положительных родителей в кризисной ситуации», как сотрудник АНО «РЦСППХ Натальи Устюжаниной «Поколение». Цель проекта – сохранение здоровья детей, рожденных от ВИЧ положительных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Одна из первых семей, которая оказалась у Юлии на сопровождении, это женщина с четырьмя детьми, младшему из которых еще нет и двух месяцев. Супруг женщины о ее диагнозе не знает, и это создает тяжелое эмоциональное напряжение в семье: клиентка скрывает прием терапии, допускает длительные перерывы. А с рождением ребенка, те же мысли посещали ее на счет профилактических мер у новорожденного: либо отказываться от них совсем, либо скрывать от мужа.
Требовалось срочно подключаться к работе с семьей еще в родильном доме: объяснить и убедить маму давать ребенку лекарства, регулярно посещать с ним Центр СПИДа. Поначалу клиентка очень неохотно шла на контакт, и найти поход к ней казалось задачей нереальной. Дело в том, что в ее жизни уже был опыт «отвержения» из-за диагноза – самый близкий человек отказался от общения с ней, как только узнал про ВИЧ. И теперь этот страх мешает не только жить, но и рационально воспринимать необходимые в отношении здоровья меры.
Но, как говорит сама Юлия: «ключик подобрать удалось». И после выписки женщина пошла на контакт охотнее, начала давать сироп новорождённому и в Центр СПИДа с ним приехала. Она по прежнему не хочет сообщать мужу о своем диагнозе и необходимости наблюдать ребенка. Для специалиста это означает продолжение работы по сопровождения для регулярного обследования ребенка и самой женщины.
«Она еще очень-очень колючий ёжик. Разговаривать приходится очень аккуратно. Одно неосторожное слово, и всё, связь может оборваться. Как специалист, я не так часто сталкиваюсь с подобными ситуациями, но тем не менее они встречаются.
На мой взгляд, конечно же, нужна помощь психолога и равных консультантов, но только в том случае, если женщина сама захочет. Сейчас же она находится на такой стадии, что пока не готова принимать профессиональную помощь. Сейчас страх раскрытия диагноза и страх быть отвергнутой намного больше и глубже, чем страх потери здоровья, тем более, когда ничего не болит и не беспокоит. Поэтому мы оказываем помощь в том объеме, в котором женщина нам позволяет.»
Специалисты проекта прилагают все усилия для создания устойчивой связи с семьями, нуждающимися в формировании самостоятельной длительной приверженности лечению и наблюдению. Мамам предоставляется детское питание и подгузники, что способствует установлению первого контакта. Также доступна психологическая поддержка, включая консультации по вопросам раскрытия диагноза близким.
Проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».