Личностный адаптационный потенциал специалистов ВИЧ-сервиса в условиях коронавирусной пандемии
Екатерина Зыкова, практикующий психолог
Невозможно отрицать тот факт, что распространение коронавирусной инфекции имеет не только глобальные последствия, а в той или иной степени затрагивает каждого из нас, и не в последнюю очередь сказывается на психоэмоциональном состоянии.
Проект, в котором я на данный момент работаю, направлен на психологическую поддержку людей, затронутых ВИЧ-инфекцией, и помогающих специалистов в непростой период пандемии. В связи с этим хочу поделиться некоторыми наблюдениями в разрезе снижения личностного адаптационного потенциала у специалистов. И отразить то, с чем кто-то уже столкнулся, или, возможно, ещё столкнется.
Я и сама испытала сильные эмоциональные переживания, которых от себя не ожидала. Потребовалось время, чтобы восстановить ресурсы и обрести большую устойчивость к новым реалиям жизни.
Адаптация в широком смысле понимается, как процесс приспособления деятельности человека к изменившимся внешним условиям. В контексте событий последнего года внешние условия меняются стремительно и не особо предсказуемо, что сказывается на снижении адаптационного потенциала, который в свою очередь затрагивает коммуникативные способности, уровень морально-ценностных ориентаций и поведенческую регуляцию. Я остановлюсь немного на каждом аспекте.
Поведенческая регуляция включает в себя самооценку и уровень нервно-психической устойчивости. То есть то, как человек эмоционально реагирует, способен ли удерживать эмоциональный импульс, насколько может адекватно оценивать себя и свои реакции. Снижение поведенческой регуляции может проявляться следующим образом:
– болезненные реакции на стрессовые ситуации в виде выраженной тревоги, фобии, панических состояний, страха смерти;
– повышение агрессивности, направленной вовне или вовнутрь (может развиться вплоть до депрессии);
– ступор, выраженное снижение активности, как внешней, так и внутренней (когнитивной), что логичным образом снижает продуктивность деятельности.
Один из фундаментальных инструментов работы специалистов в ВИЧ-пространстве – это эффективно выстроенная коммуникация, как с клиентами, так и с коллегами. Безусловно, ситуация пандемии отражается на этой сфере. Когда уровень эмоционального напряжения велик, коммуникация выстраивается сложнее. Большинство консультаций перешли в онлайн, а это само по себе требует перестройки привычного формата работы. Часть работы и некоторые формы коллегиального взаимодействия стали невозможны, либо существенно ограничены. Перед специалистом возникают вопросы, обусловленные необходимостью адаптироваться под новые реалии: В чем я сейчас ограничен? В чем могу быть наиболее эффективным? Какой новый опыт могу приобрести или какие навыки сейчас самое время начать развивать?
Моральный компонент личностной адаптации также является важной темой для осмысления. Чаще всего он проявляется внутренними вопросами, адресованными самому себе:
– Как относится к внешним ограничениям – соблюдать или нет?
– Насколько мое решение может повлиять на окружающих?
– Транслировать ли свое мнение относительно происходящего в работе с клиентами?
– Как сохранять эффективную коллегиальную коммуникацию при разных взглядах, ценностных ориентациях?
Нахождение внутренних ответов и опора на сформированную внутреннюю позицию способствует повышению адаптационного потенциала личности в том числе и в профессиональной сфере.
К сожалению, бывает так, что специалисты помогающих профессий вспоминают о важности поддержки себя и восполнении ресурсов в последний момент, не обращая внимания на свое психоэмоциональное состояние. В связи с этим хочу поделиться некоторыми рекомендациями:
– Информационная диета. Переизбыток любой информации – это большой стресс для психики, тем более негативно заряженной. Фильтрация того, что входит в наше сознание, поможет снизить уровень нервно-психического напряжения;
– Планирование и структурирование графика;
– Внимание к телу. Это могут быть физические нагрузки, массаж, йога, бассейн и прочее. Эмоциональное напряжение часто отражается в теле. Как вариант для домашней практики могу порекомендовать действенный метод – прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону (найти в интернете не составит труда), при регулярной практике значительно снижается напряжение и тревога;
– Деятельность, приносящая удовольствие и вызывающая интерес;
– Поддерживающее окружение;
– Гибкость, развитие, поиск новых стратегических решений;
– Психогигиена всегда полезна, а в случае депрессивных или панических состояний обращение к психологу и/или психиатру будет оптимальным решением.
Подводя итог своим размышлениям, хочу отметить, что специалисты, работающие в ВИЧ-пространстве, нуждаются в психологической поддержке порой не меньше своих клиентов. Признание уязвимости, ограничений и сложностей не делает нас слабыми в глазах клиентов, но помогает стать к ним ближе и повышает эффективность оказания помощи. А работа над сохранением адаптационного потенциала поможет быть эффективными и эмоционально устойчивыми в этот непростой период.
Проект «Психологическая и социальная поддержка людей, затронутых ВИЧ-инфекцией, и помогающих специалистов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» реализуется при при поддержка Фонда президентских грантов.