В конце февраля специалисты ассоциации «Е.В.А.» проходили стажировку в Стокгольме по обмену опытом. Рассказываем, как это было.
Стажировка включала в себя знакомство с тремя шведскими организациями: Unizon, Big sister и Men for gender equality.
Unizon – сеть, объединяющая убежища, кризисные центры и другие некоммерческие организации в Швеции, цель которых — создание равноправного в гендерном отношении общества, свободного от насилия. В состав Unizon входит 141 организация.
Коллеги из Unizon рассказали, какие законы действуют в Швеции в сфере защиты прав жертв домашнего насилия (в Unizon предпочитают формулировку «мужское насилие над женщиной», фокусирующую внимание на гендерной проблеме). Региональные власти ответственны перед законом за обеспечение поддержки и безопасности женщин и детей, ставших жертвами мужского насилия. Профилактическая работа против насилия — одно из требований принятой в Швеции Стамбульской конвенции и ключевая задача в национальной стратегии Правительства против насилия. В 2018 году в Швеции принят «Закон о согласии», по которому секс без озвученного или иначе активно выраженного согласия приравнивается к изнасилованию. Но, несмотря на мощную законодательную базу, по словам коллег из Unizon, в Швеции сохраняется ряд проблем в сфере юридической защиты пострадавших от сексуального насилия. В 2017 зафиксировано 7370 обращений о сексуальном насилии, но лишь немногие дошли до суда. Это связано с тем, что, во-первых, у подобных разбирательств низкий приоритет в судах, а во-вторых, у представителей судебной системы до сих пор сохраняется сексистское восприятие женщин и мужчин.
В Unizon говорят о том, что сейчас политики Швеции делают основной акцент на защите прав детей. Всё лучшее – детям. Вот только понимание «лучшего» у всех разное. Так, сейчас Unizon стремится на законодательном уровне ограничить общение родителя-насильника с ребенком: например, чтобы отца, который убил мать, лишали родительских прав. Напомним ситуацию из России: Сергей Гусятников, который убил свою жену и оставил тело в квартире с семилетним мальчиком, не лишен родительских прав. Напротив, суд посчитал наличие малолетнего сына смягчающим обстоятельством.
Unizon проводит адвокационную работу и стремится к тесному взаимодействию с государством, местными НКО, региональными властями, гражданским обществом, судебной системой и системой здравоохранения.
В 2017 году в шелтерах Unizon находилось 2181 ребенок, 2066 женщин и 30 мужчин. Специалисты, работающие в организациях-членах Unizon, имеют доступ к 92 000 женщинам, девушкам и девочкам-подросткам. Кроме того, центры, входящие в Unizon, представляют собой крупнейший ресурс онлайн-поддержки для молодежи с 34 000 контактами за 2017 году.
Нам удалось пообщаться с Джулией, сотрудницей Big Sister. Эта организация-член Unizon сконцентрировалась на онлайн-поддержке молодым женщинам и девушкам-подросткам. Они создали у себя на сайте чат, куда подростки могут написать о своих проблемах и вопросах. Чат работает два часа в день. В штате Big Sister только 9 человек, поэтому основную работу в чате выполняют волонтеры – 140 человек. Специалисты Big Sister обучают их в течение 4 дней, поддерживают во время работы, проводят обязательные супервизии. Подобную модель реализуют в одном из проектов Men for gender equality, о которой мы поговорим позже. Комментирует психолог проекта «Равная тебе» Марина Филиппова, одна из участниц стажировки: «Видимо, степень доверия волонтёрам велика, если после 4х дневного тренинга их включают в работу с такими сложными психологическими явлениями, как сексуальное насилие, пищевые расстройства, депрессия, суицид. Волонтёрами в основном являются студенты, их впоследствии поддерживают кураторы и супервизоры. На мой взгляд, такой подготовки недостаточно, хотя, всё зависит от целей онлайн консультирования».
На следующий день специалисты «Е.В.А.» побывали в гостях у Men for gender equality – организации, которая занимаются вовлечением мальчиков и мужчин в работу по продвижению идеи гендерного равенства. Ключевое направление — превенция насилия и разрушение мачо-культуры. У них множество проектов – и группы взаимопомощи для отцов, и чаты онлайн-поддержки для мальчиков-подростков, поддерживаемые силами волонтеров, и специальная программа Mentors in Violence Prevention (MVP), внедряемая в школы и гимназии, которая объясняет учащимся, что такое насилие и как его предотвратить.
Один из наиболее известных проектов — Macho Factory, разработанный Men for gender equality в сотрудничестве с Roks (Национальная организация приютов для женщин и приютов для девушек-подростков в Швеции) и Unizon. Macho Factory — творческий инструмент для равноправной работы с молодежью в возрасте 13-25 лет. Это серия фильмов, дискуссионных документов и интерактивных упражнений для дальнейшего обсуждения в группе. Материалы призваны к разрушению общепринятых норм, связанных с деструктивной маскулинностью. Дополнительно предлагаются различные курсы, семинары и лекции. Представители Men for gender equality передают эти материалы в образовательные учреждения или показывают и обсуждают подготовленные фильмы и проводят интерактивные упражнения с подростками самостоятельно. Коллеги показали участницам стажировки один из фильмов Macho Factory. В фильме два подростка смотрят порнофильм. Одному из них предстоит первый секс, и он обсуждает с приятелем, что и как делать, и репетирует с ним. Он сомневается, понравится ли поза его партнерше, и хочет спросить у нее, а приятель говорит, что лучше уж обойтись без секса, чем разговаривать об этом с женщиной. «Мы, конечно, сразу спросили, как школы относятся к таким фильмам. Коллеги ответили, что школы очень рады использовать материалы Macho Factory. Такое плотное взаимодействие с государственными учреждениями, которое дает возможность реализовывать программы секс-просвета в учебных заведениях, нас очень впечатлило», — рассказывает Мария Годлевская, координатор проектов «Е.В.А.».
Мы выражаем признательность шведским коллегам за подробные рассказы о деятельности организаций, за увлекательные обсуждения (формальные и неформальные). Особенная благодарность – Наталье Батенковой за помощь в организации стажировки.