http://bazaar.ru/heroes/culture/kak-zhivut-zhenshchiny-s-vich-tri-realnye-istorii/
Комментарии, данные, результаты Е.В.А. на страницах прессы. Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе Подписаться
http://bazaar.ru/heroes/culture/kak-zhivut-zhenshchiny-s-vich-tri-realnye-istorii/
История Марии Годлевской
Специалист по коммуникациям НП «Е.В.А.» Алексей Лахов поделился с журналом «Связи с общественностью в государственных структурах» лайфхаками из опыта своей работы.
Какую роль в решении социальных задач играют некоммерческие организации? В последние годы ответ очевиден: партнерскую. Государство всё чаще обращается к НКО за помощью по широкому кругу вопросов, связанных с благополучием (well-being) населения. Касается это и людей, живущих с ВИЧ-инфекцией или затронутых этим заболеванием.
Опрос, проведенный в 2014-2015 гг. Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, показал: в обществе существует запрос на повышение роли некоммерческих организаций в решении социальных проблем. Исследование проводилось среди общего населения, руководителей НКО и представителей «федеральной элиты» – депутатов Госдумы, федеральных чиновников и руководителей крупных предприятий. 87 % руководителей НКО, 82 % населения и 77 % представителей «федеральной элиты» уверены: «общественники» должны вместе с государственными структурами участвовать в решении проблем здравоохранения, образования и социальной сферы.
В декабре прошлого года президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию поставил задачу направлять социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО) до 10 % средств региональных и муниципальных социальных программ. Это позволит таким организациям принимать участие в оказании услуг в социальной сфере, финансируемых за счет бюджетов. Комплекс мер поэтапного доступа СО НКО к бюджетным средствам был утвержден в мае 2016-го.
Итак, запрос на услуги НКО исходит из самых высоких сфер. Но напрямую взаимодействовать с «третьим сектором», как правило, приходится исполнителям на местах – представителям региональных, городских, муниципальных органов власти. Как можно сделать это взаимодействие не только конструктивным, а еще и продуктивным, особенно если речь идет о такой щекотливой теме, как ВИЧ-инфекция?
Щекотлива эта тема потому, что, по статистике Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, основные пути передачи вируса иммунодефицита человека – инъекционное употребление наркотиков и незащищенные половые контакты. В обществе до сих пор нет чёткой позиции по поводу наркозависимости: что это, погоня за удовольствием или всё-таки болезнь? Не меньше споров вызывает вопрос, нужно ли широко «продвигать» чехлы из тонкой резины (в переводе на французский – кондомы) как надежное средство защиты от ВИЧ-инфекции. И это при том, что, по официальным данным, в нашей стране с ВИЧ живут более 800 000 человек. В любом случае, менять ситуацию надо, и сделать это можно только совместными усилиями профильных НКО и государственных органов. Осталось только найти общий язык…
В октябре 2015 года Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга открыл медиацентр, предназначенный для проведения пресс-конференций, брифингов и круглых столов. Тематики мероприятий варьируются от подведения итогов отопительного сезона до обсуждения остросоциальных вопросов.
Моя задача как специалиста по коммуникациям некоммерческой организации, помогающей женщинам с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями, заключалась в том, чтобы в медиацентре обсуждались вопросы, напрямую связанные с нашей деятельностью. Была и сверхцель – чтобы речь шла и о гендерных аспектах этих болезней. Негласными «гарантами» нашего профессионализма в данном случае выступали СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» и Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга, работа с которыми ведется не первый год.
В Комитете по печати Санкт-Петербурга работают компетентные специалисты. Они понимают всю важность освещения названных проблем, поэтому поставленные задачи удалось решить достаточно быстро. Алгоритм получился следующий.
1) Был выбран формат мероприятий – круглые столы. Это позволяет собрать на одной площадке 5-7 спикеров, а также от 8 до 15 представителей СМИ. Продолжительность одного мероприятия – максимум полтора часа.
2) Был составлен план мероприятий на 2016 год по следующим темам:
• круглый стол на тему феминизации эпидемии ВИЧ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, приуроченный к Международному женскому дню;
• круглый стол на тему вирусных гепатитов, приуроченный к Всемирному дню здоровья (отмечается 7 апреля);
• круглый стол на тему ВИЧ, приуроченный к Дню памяти умерших от СПИДа (отмечается в третье воскресенье мая);
• круглый стол, приуроченный к Международному дню борьбы с наркотиками (отмечается 26 июня);
• круглый стол на тему вирусных гепатитов, приуроченный к Всемирному дню борьбы с гепатитом (отмечается 28 июля);
• круглый стол на тему ВИЧ-диссидентства – посвящен выходу первого в России исследования деятельности людей, отрицающих существование ВИЧ-инфекции или пользу от приема препаратов для лечения этого заболевания;
• круглый стол на тему насилия и ВИЧ, приуроченный к Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин (отмечается 25 ноября);
• круглый стол на тему ВИЧ, приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИДом (отмечается 1 декабря).
Модератором всех круглых столов выступает представитель Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области.
3) По итогам уже проведенных мероприятий в теле-, радио-, интернет- и печатных СМИ было сделано более 50 публикаций. Согласно предварительным оценкам петербургского СПИД-центра, круглые столы, в совокупности с социальной рекламой на тему ВИЧ в вагонах метрополитена, маршрутных такси и на улицах города, привели к тому, что количество обращений за тестированием на ВИЧ увеличилось на 30 % по сравнению с 2015 годом.
Получается следующая цепочка эффективного взаимодействия: НКО —> СПИД-центр+Комитет по здравоохранению СПб —> Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области + Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации СПб. Хотя, по сути, вместо символа «стрелка» везде нужно ставить знак «плюс», поскольку работа велась совместно.
А теперь – слово представителям государственных учреждений и органов государственной власти, увидевшим пользу в сотрудничестве с НКО:
«Роман Дубровский, представитель Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области:
— Каковы, на Ваш взгляд, основные особенности взаимодействия между государственной структурой и общественными организациями? Чем оно отличается от взаимодействия с другими государственными структурами?
— У госструктур, как и у любой крупной организации, есть жесткий регламент деятельности и специфическая мотивация сотрудников. Из этого вытекают все особенности взаимодействия с негосударственными организациями. Госструктуры исходят из ведомственных планов и отчетности. НКО – из своего видения целей и результатов. В идеале все эти вещи должны совпадать, для чего и важно взаимодействие.
И еще я бы отметил, что государственные служащие, если до поступления на госслужбу они сами не работали, что называется, «в поле», не очень понимают необходимость НКО. Самые острые социальные проблемы, как правило, далеки от повседневной практики обычных людей. Поэтому госслужащие часто не осознают, насколько большие лакуны существуют между полномочиями государственных организаций и реальными практиками. И эти лакуны кто-то должен заполнять, а именно – негосударственные организации.
Поэтому важно взаимное обучение. Чиновников стоило бы иногда вытаскивать, например, на аутрич-работу (работа по информированию наркопотребителей в местах их скопления о доступных видах социальной и медицинской помощи – прим.ред.). А сотрудников НКО неплохо было бы знакомить с особенностями работы бюрократической машины. Без этого, на мой взгляд, взаимопонимание между государственными и негосударственным организациями будет слишком поверхностным и формальным.
— Какую пользу Вы видите от взаимодействия Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области и НКО?
— Главная польза, как я уже отметил, заключается во взаимном обучении. Но в таком сотрудничестве есть тонкий момент. НКО – это институт общественной самоорганизации, и их общественная роль состоит в том, чтобы давать государству обратную связь о том, насколько успешно или, наоборот, неуспешно оно справляется со своей работой в социальной сфере.
Поэтому НКО не должны финансово или административно зависеть от государства. НКО должны жить за счет негосударственных грантов и заказов. Нельзя забывать, что заказчик деятельности НКО – это общество, а не государство.
— Каким Вы видите сотрудничество Комитета и НКО в 2017 году? Что можно улучшить, от чего отказаться?
— Мне кажется, дело не в частностях и разовых заказах, а в систематизации работы. Нужно идти по пути создания общественных советов, которые бы занимались контролем качества предоставляемых государственных услуг в социально значимых сферах. Это должны быть реальные независимые советы, с которыми государство было бы вынуждено считаться и сотрудничать. И оценивать эту деятельность должно общество. Из такой оценки уже были бы понятны какие-то конкретные дальнейшие шаги. Не надо думать, что государству сверху виднее. Общество должно само решать свои проблемы, используя при этом и государство, и НКО.
Екатерина Манушина, специалист по связям с общественностью СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»:
— Каковы, на Ваш взгляд, основные особенности взаимодействия между государственной структурой и общественными организациями? Чем оно отличается от взаимодействия с другими государственными структурами?
— В первую очередь, это возможность выстраивания менее формальных отношений. Соответственно – творческий подход к задачам, сокращение документооборота, большая оперативность в принятии решений.
— Какую пользу Вы видите от взаимодействия СПИД-центра и НКО?
— НКО оказывают огромную практическую и теоретическую помощь в организации мероприятий. Облегчается обратная связь между Центром и пациентами. У НКО больше возможностей для распространения информации, поскольку на них не действует ряд ограничений, которые обязаны учитывать при подаче материала представители госструктур.
— Каким Вы видите сотрудничество центра и НКО в 2017 году? Что можно улучшить, от чего от казаться?
— Некоторые представители НКО, особенно работающие недавно, воспринимают возможность поговорить с представителями Центра (или с другими официальными лицами) как самоцель, а не как средство совместного решения вопросов. Перед рабочей встречей неплохо иметь некоторое представление о дальнейших действиях, которыми сопровождается перевод любой замечательной идеи в практическую плоскость: что, возможно, придется писать какие-то заявления, составлять документы, идти по инстанциям, вставать раньше, чем хотелось бы, и проч.
Сотрудники Центра обычно ждут от пациентов, которые приходят в сопровождении представителей НКО, готовности к продуктивному диалогу, а не к конфликту. Иными словами, было бы хорошо, чтобы сопровождающие облегчали взаимодействие между специалистами и пациентами и помогали им выстраивать долгие и продуктивные отношения, потому что порой всё происходит с точностью до наоборот. Также мы бы хотели, чтобы представители НКО уточняли и обсуждали информацию, которая непосредственно касается работы Центра, вопросов профилактики, юридических норм, прежде чем такая информация будет опубликована в интернете или средствах массовой информации.
Сергей Серезлеев, председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Администрации Санкт-Петербурга:
Наш Комитет активно использует коммуникативные и визуальные технологии для реализации основных направлений государственной политики. В настоящее время данные технологии наиболее эффективны, поскольку позволяют привлекать внимание общественности к социально значимым темам через увеличение количества публикаций в средствах массовой информации и разнообразие задействованных видов социальной рекламы. С целью привлечения внимания СМИ и общественности в 2016 году Комитет совместно с НКО активно практикуют проведение круглых столов, открытых дискуссий и пресс-конференций с участием экспертов государственных и общественных организаций. Мероприятия проводятся на площадке Медиацентра Правительства Санкт-Петербурга и являются открытыми для прессы.
Более того, Комитет ставит своей задачей вовлечь в трехстороннее обсуждение всех участников процесса: представителей органов государственной власти и силовых структур, общественных организаций, СМИ. Медиасобытие транслируется в прямом эфире на Интернет-сайтах СМИ-партнеров Комитета с последующим размещением видеозаписи в сети «Интернет», также ведется твиттер-трансляция круглых столов. Отдельные мероприятия проводятся с задействованием видеоконференц-связи. Таким образом, эксперты из других регионов страны имеют возможность высказать свою точку зрения на проблему.
Реализация коммуникативных технологий во взаимодействии с некоммерческими организациями является менее формализованной, чем с государственными структурами. Работа в таких случаях выстраивается на непосредственном общении. Устные договоренности подкрепляются взаимной заинтересованностью в решении поставленных вопросов.
Неотъемлемым элементом работы остается медиапланирование. Так, в частности, в начале 2016 года Комитетом совместно с НКО был составлен план информационных мероприятий по теме ВИЧСПИДа. Благодаря выстроенной неформальной работе удается оперативно вносить корректировки и достигать договоренности по спорным вопросам в части организации и проведения мероприятий.
В 2017 году Комитет планирует продолжить проведение серии медиа-мероприятий с участием всех заинтересованных сторон. Поскольку Интернет-медиа оказывают все большее воздействие на процессы, про-текающие в обществе, Комитет считает необходимым привлечение к участию в круглых столах и обсуждениях блогеров и лидеров различных Интернет-сообществ. Кроме того, с целью наибольшего охвата молодежной аудитории, в 2017 году Комитет будет стремиться к увеличению количества площадок в сети «Интернет», на которых будут размещены ролики социальной рекламы».
Итак, государство видит потребность в партнерских отношениях с некоммерческими организациями для решения наболевших вопросов в социальной сфере. Многие НКО отвечают ему взаимностью. Развитие и укреплений этих отношений – улица с двусторонним движением. Важно, чтобы об этом помнили все участники процесса.
Статья опубликована в №5 за 2016 год журнала «Связи с общественностью в государственных структурах». Это единственный специализированный журнал о пиаре для сотрудников органов власти, местного самоуправления, силовых структур, судов, министерств, ведомств, департаментов, а также госкорпораций, ГУПов, МУПов и бюджетных организаций. Авторы делятся своими наработками в области продвижения: практические советы, кейсы, результаты исследований – все это поможет представителю пресс-службы или PR-подразделения государственного учреждения систематизировать свою деятельность и взять лучшее из чужого опыта.
http://bit.ly/2m6rhE5
http://bit.ly/2m6rUO9
http://www.fontanka.ru/2017/01/18/048/
http://www.kommersant.ru/doc/3218457
Настя тоже надеется протащить свое дело по судебным инстанциям и рано или поздно доказать, что отказывать ей в праве на усыновление ребенка абсурдно. Только для всех этих судов Насте нужна «Е.В.А.», юристы которой помогают женщинам, живущим с ВИЧ.
http://bit.ly/2iNQxJs
http://www.svoboda.org/a/28064798.html
http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2016/08/10/vich-diagnoz-ne-prigovor/
http://bit.ly/2iiTG3I
http://bit.ly/2hF059K
http://izvestia.ru/news/649587
http://www.aif.ru/health/life/virus_pod_kontrolem_lyudi_s_vich_zhivut_dolguyu_zhizn