НКО, работающие с уязвимыми группами

Название: «Инвестируйте в НКО, работающие с уязвимыми группами по профилактике ВИЧ».   Финансирование: 1 499 364 руб., «Открытый институт здоровья».   Срок реализации: 1 февраля…
Мария Годлевская

Название: «Инвестируйте в НКО, работающие с уязвимыми группами по профилактике ВИЧ».

 

Финансирование: 1 499 364 руб., «Открытый институт здоровья».

 

Срок реализации: 1 февраля 2016 – 27 ноября 2017 года.

 

Цель: проанализировать доступ СО НКО, работающих в сфере профилактики ВИЧ с группами повышенного риска, к бюджетным средствам.

 

Задачи/основные мероприятия:

 

Задача 1. Построение системы мониторинга доступа СО НКО, работающих в сфере профилактики ВИЧ с группами повышенного риска, к бюджетным средствам.

 

Задача 2. Анализ данных и написание отчета по результатам мониторинга доступа СО НКО, работающих в сфере профилактики ВИЧ с группами повышенного риска, к бюджетным средствам.

 

Основные мероприятия проекта связаны с мониторингом профилактических программ по ВИЧ-инфекции в 2015 – 2016 гг. Мониторинг позволит выявить, из какие источников поступают средства на профилактические программы, сколько тратят сами регионы, а сколько денег поступает из федерального бюджета, на что тратятся выделенные средства, насколько профилактические программы отвечают последним тенденциям роста эпидемии и т.д. По итогам проведенного мониторинга будет составлен аналитический отчет, и разработаны рекомендации, составленные при участии представителей уязвимых групп. Распространение отчета и продвижение разработанных рекомендаций будут осуществляться среди лиц, принимающих решения (ЛПР).

 

Результаты работы:

Проанализировав данные мониторинга, мы пришли к следующим выводам:

  1. Механизмы, регламентирующие отношения СО НКО и органов власти, недостаточно разработаны. Для НКО, работающих с группами повышенного риска по ВИЧ-инфекции, доступ к средствам ограничивается как спецификой работы с целевой группой (низкопороговый доступ, необходимость длительное время устанавливать доверие, а потому сложности в получении персональных данных клиентов из стигматизированных групп), так и правовыми барьерами.
  2. Все механизмы бюджетной поддержки, доступные СО НКО, работающим в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, предполагают наличие оборотных средств на исполнение обязательств по проекту с отсроченным во времени возмещением, что как барьеры выделили и СО НКО, и представители государственных учреждений.
  3. Доля бюджетных средств в структуре годовых доходов НКО в сфере противодействия ВИЧ по-прежнему невелика и составляет в среднем 13,38%.
  4. В 2016 году аукционы и конкурсы стали объявляться раньше, тем самым увеличилась средняя продолжительность реализации профилактических мероприятий. Данный тренд свидетельствует об отказе от точечных, однократных мероприятий в пользу системной работы.
  5. Практически все закупки предполагают проведение мероприятий, направленных на общее население, а не на группы риска (87,91% в 2015 и 80,3% в 2016 году). Объем средств, затраченный на эти мероприятия, несоизмеримо больше того, что тратится на работу с ключевыми группами. Например, сумма, затраченная в 2015-2016 годах на производство видеороликов, в 41 раз превысила средства, обеспечившие консультирование представителей уязвимых групп и аутрич-работу.
  6. Хотя средства, направленные из федерального бюджета в субъекты, — это пока единственный доступный источник для осуществления системной деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции, использование для их распределения механизма госзакупок не признают оптимальным ни представители государственных учреждений, ни СО НКО. Это связано с негативным опытом выхода на торги неквалифицированных поставщиков, драматического снижения цен (ниже себестоимости услуг), сложным процессом подготовки конкурсной документации и сдачи отчетности.

 

Краткая версия отчета

Полная версия отчета

 

Как помочь