Что такое CEDAW. Помощь женщинам из уязвимых групп

CEDAW

В 1979 г. ООН была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). В СССР ее ратификация состоялась в 1980 г. Так называемая «Женская конвенция» стала основополагающим документом, выделившим в отдельную категорию права женщин в системе прав человека. Она стала основой для всех остальных документов, защищающих права женщин, которые принимаются ООН.
 
Конвенция обращает внимание стран-участников на тот факт, что до сих пор продолжает существовать значительная дискриминация в отношении женщин. Дискриминация женщин нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи, и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества.
 
В качестве одной из причин дискриминации женщин по признаку пола Конвенция называет роль женщины в продолжении рода, ее материнскую функцию, в то же время указывая, что воспитание детей требует совместной ответственности мужчин, женщин и всего общества в целом. В целях достижения полного равенства между мужчинами и женщинами Конвенция ставит задачу изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье.
 
Конвенция дает понятие дискриминации в отношении женщин. Дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
 
Несмотря на то, что Конвенция была ратифицирована, данное определение не вошло ни в один из российских законодательных актов. Более того, российское законодательство вообще не содержит определения дискриминации по признаку пола, что, безусловно, затрудняет защиту прав женщин. В то же время, данное определение может быть использовано в отечественной правоприменительной практике, так как Конвенция в соответствии со ст.15 Конституции РФ является частью российской правовой системы.
 
Конвенция устанавливает основные принципы искоренения дискриминации и обязывает государства – участники Конвенции всеми способами проводить политику ликвидации дискриминации. В качестве основных мер для ликвидации дискриминации указаны меры правового регулирования.
 
Так, государства-участники Конвенции должны:
 
— включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои Конституции;
 
— принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;
 
— установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;
 
— воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;
 
— принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;
 
— принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;
 
— отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.
 
Кроме законодательных мер регулирования, Конвенция указывает на необходимость изменения традиционных социально-культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов и стереотипности роли мужчин и женщин, в том числе на необходимость признания общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей (ст.5 Конвенции).
 
Государства-участники Конвенции обязаны принимать все меры для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд. В Конвенции обращено особое внимание на защиту прав женщин, проживающих в сельских областях. Конвенция устанавливает равные права мужчин и женщин перед законом и судом. Также признается равенство обоих супругов в браке.
 
Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины был учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Его задачей является контроль за соблюдением странами Конвенции ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В состав Комитета входят 23 независимых эксперта, представителя государств-участников Конвенции, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в своем личном качестве.
 
Государства-участники обязуются каждые четыре года представлять Генеральному секретарю ООН для рассмотрения Комитетом доклад о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения положений настоящей Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в этой сфере. Наряду с государствами неправительственные объединения также имеют право подать на рассмотрение Комитета свой доклад, который называется альтернативным или теневым.
 
Одним из важнейших полномочий Комитета стала возможность давать общие рекомендации по исполнению Конвенции. С самого начала Конвенция была задумана как «живой механизм», который развивается в практике работы Комитета, и должен толковаться с учетом условий сегодняшнего дня. Эволюционное толкование Конвенции Комитетом имеет большое значение для развития права и правоприменения в целях защиты женщин от любых форм дискриминации.
 
Примером подобного «живого» применения норм Конвенции является Общая рекомендация Комитета №15 «Недопущение дискриминации женщин в национальных стратегиях предупреждения синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) и борьбы с ним». Так, в самом тексте Конвенции ВИЧ-позитивные женщины никак не выделены. В то же время, Комитет обеспокоился тем, что уровень распространения ВИЧ среди женщин выше, чем среди мужчин, что связано, в том числе, и с тем, что женщины во многих обществах занимают подчиненное по сравнению с мужчинами положение.
 
В Рекомендации №15 Комитет указал, что в рамках исполнения обязанностей, возложенных на государство Конвенцией, государство обязано принимать меры в целях защиты женщин от распространения ВИЧ, и ни в коем случае не подвергать женщин дискриминации на основании их позитивного ВИЧ-статуса. Кроме того, государство обязано в своих программах по борьбе со СПИДом особое внимание уделять правам и нуждам женщин и детей, а также факторам, связанным с ролью женщин как матерей.
 
В дальнейшем Комитет в своих общих рекомендациях стал развивать вопрос защиты от дискриминации женщин из числа уязвимых групп. В Общей рекомендации № 24 (женщины и здоровье) Комитет отметил, что государству следует уделять особое внимание потребностям и правам в области охраны здоровья женщин из состава уязвимых и обделенных групп, таких как: ВИЧ-положительные женщины, женщины-мигранты, женщины-беженцы и женщины, перемещенные внутри страны, девочки и пожилые женщины, женщины, занимающиеся проституцией, женщины коренных народов, женщины-инвалиды и женщины, страдающие физическими или психическими расстройствами.
 
В Общей рекомендации № 28 Комитет сформулировал одно из основных положений, касающихся защиты уязвимых групп женщин от дискриминации. Комитет указал, что дискриминация в отношении женщин по признаку пола и гендерной принадлежности неразрывно связана с такими факторами, оказывающими влияние на женщин, как раса, этническая принадлежность, религия или убеждения, состояние здоровья, социальный статус, возраст, класс, каста, сексуальная ориентация и гендерная идентичность. Имеются определенные категории женщин, в том числе женщины, лишенные свободы, женщины из числа беженцев, ищущих убежища лиц и лиц без гражданства, женщины-мигранты, лесбиянки, женщины-инвалиды, женщины, оказавшиеся жертвами торговли людьми, вдовы и пожилые женщины, которые особенно уязвимы к дискриминации в рамках гражданского и уголовного законодательства, нормативных актов, а также норм обычного права и действующей практики.
 
Таким образом, Комитет, выделив в целом ряде своих общих рекомендаций вопросы защиты женщин из числа уязвимых групп, возложил на государства обязанность принимать все необходимые меры для защиты этих женщин, учитывая все аспекты дискриминации, с которыми они сталкиваются, и отчитываться об этих мерах Комитету в своих докладах.
 
В 2010 году на 46 сессии комитета был представлен доклад от коалиции НКО, работающих с наркозависимыми женщинами, секс-работницами и ВИЧ-положительными женщинами в России. В заключительные рекомендации комитета для Российской Федерации вошли две темы — эксплуатации проституции и здравоохранение (репродуктивное здоровье, контрацепция, ВИЧ).
 
Автор: Мари Давтян.
 

Читайте также