Яндекс.Метрика
Подпишитесь на рассылку E.В.А. и оставайтесь в курсе событийПодписаться

Мониторинг государственных закупок услуг и товаров по профилактике ВИЧ-инфекции

в Российской Федерации в 2019 году

Ассоциацией «Е.В.А.» проведён мониторинг государственных закупок товаров и услуг по профилактике ВИЧ-инфекции в наиболее пораженных ВИЧ-инфекцией субъектах Российской Федерации в 2019 году. Основная цель мониторинга – оценка доступа СО НКО к государственному финансированию в наиболее поражённых ВИЧ-инфекцией регионах в рамках участия в государственных закупках.

В выборку 2019 г. вошли 23 наиболее поражённые ВИЧ-инфекцией субъекта РФ, а также г. Москва и закупка Минздрава России.

Общие выводы по результатам мониторинга:

  1. В публичных источниках не найдены данные об общей сумме бюджета на профилактические мероприятия в отношении ВИЧ-инфекции в РФ, в т.ч. в пораженных регионах. Также отсутствуют данные по распределению бюджета на профилактические мероприятия для каждого региона РФ в зависимости от уровня бюджета. При этом общая сумма найденных в ЕИС контрактов по наиболее пораженным ВИЧ-инфекцией субъектам России составила 192 984 614,63 рублей;
  2. Конкурсная документация в ЕИС не содержит отчетов о реализованных контрактах, поэтому не представляется возможным провести анализ эффективности профилактических мероприятий; 
  3. Большая часть аукционов объявляется во втором полугодии. Это может свидетельствовать как о долгом периоде согласования технических заданий внутри субъекта, так и об отсрочке перечисления средств из федерального бюджета в бюджет субъекта или подписания соглашения с субъектами РФ. При этом очевидно, что для организаций-поставщиков значительно удобнее раннее объявление аукционов, чтобы было достаточно времени для качественной реализации обязательств по контракту.

На закупку каких товаров и услуг расходуется бюджетное финансирование:

  1. Основные средства, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции в регионах РФ, расходуются на информирование общего населения о ВИЧ-инфекции, реализацию комплексных проектов и закупку инструментов профилактики. При этом реализация комплексных проектов и закупка инструментов профилактики в большей степени, чем остальные объекты закупки, ориентированы на ключевые группы;
  2. Большая доля закупок направлена на профилактику, связанную с информированием — в 103 аукционах (49,6%) разыгрывались лоты на организацию указанных мероприятий. При этом только одна информационная кампания была направлена на профилактику ВИЧ-инфекции среди ключевых групп;
  3. Несмотря на то, что презервативы являются важнейшим средством профилактики ВИЧ-инфекции и наиболее эффективным видом контрацепции, лишь 2,4% аукционов были направлены на закупку презервативов. При этом, такой элемент профилактики как печатная продукция, представлен 10,7% от всех объектов закупок.

Кто выигрывает аукционы и предоставляет товары и услуги:

  1. Ведущую роль в организации профилактики среди ключевых групп играют СО НКО, реализуя комплексные проекты, а также организации, основным видом деятельности которых является торговля и которые обеспечивают поставку экспресс-тестов; 
  2. Наибольшую сумму (61 463 671,19 рублей) от исполнения контрактов получили IT-компании, которые были представлены всего 2,6% организаций-победителей аукционов. Это связано с реализацией контракта по организации комплексного проекта для общего населения в г. Москва на сумму 58 700 000 рублей;
  3. По количеству выигранных аукционов лидируют рекламные агентства (25,4% от количества заключенных контрактов в наиболее уязвимых субъектах), обеспечивая информационное сопровождение акций, разработку аудио- и видеоматериалов, печатной продукции и т.д. В связи со спецификой данных услуг, контракты на предоставление таких товаров и услуг чаще заключаются с коммерческими компаниями. Тем не менее, ни одна закупка, осуществленная рекламными агентствами, не была направлена на профилактику ВИЧ-инфекции среди ключевых групп;
  4. В аукционах с преференциями для субъектов малого предпринимательства и СО НКО чаще выигрывает малый бизнес;
  5. Доля контрактов, заключённых НКО, составляет 16,8%. Тем не менее, доход средств, полученных НКО, от объёма найденных средств (НМЦК) составляет всего 10,1%, а средняя стоимость контракта всего 556 107,95 рублей.

Профилактика среди ключевых групп: 

  1. Только 8,1% от суммы всех контрактов было направлено на оказание услуг в сфере профилактики ВИЧ-инфекции среди ключевых групп. И только в 9 из 24 исследуемых регионов осуществлялись закупки на оказание услуг по профилактике среди ключевых групп;
  2. Пораженность ВИЧ-инфекцией среди людей, практикующих гетеросексуальные практики и относящихся преимущественно к общему населению, на 18,8% больше, чем поражённость среди ключевых групп (ЛУН, МСМ). В то время как финансирование профилактических мероприятий для общего населения на 62,9% больше финансирования профилактики ВИЧ-инфекции среди ключевых групп (ЛУН, МСМ, СР). Таким образом, фокус государственных закупок на профилактические мероприятия направлен на общее население; 
  3. При этом в объеме профилактических товаров и услуг, закупаемых в интересах ключевых групп, наибольшее внимание уделяется сообществу ЛУН. В аукционной документации, в которой указаны конкретные категории ключевых групп, ЛУН упоминаются в 5 из 8 случаев. В то время как упоминание каждой остальной ключевой группы (МСМ, СР, МЛС) встречается только в 3 из 8 случаев.

Полный отчет доступен по ссылке.

Как помочь