Подпишитесь на рассылку E.В.А. и оставайтесь в курсе событийПодписаться

«История профессиональной психологической поддержки – когда ты, как мой клиент, становишься в центре внимания …»

С сентября 2020 года Ассоциация «Е.В.А.» реализовывала проект, одной из глобальных задач которого была профилактика эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий в пространстве ВИЧ в период распространения коронавирусной инфекции. 

Проект завершился в декабре 2021 года и те результаты, которые мы получили, подтвердили актуальность предположений о необходимости регулярной профессиональной психологической помощи людям, которые привыкли помогать сами.

Собирательный образ «помогающих профессий» – все те профессии, теории, исследования и практика которых сосредоточиваются на помощи другим, выявлении и решении их проблем и расширении знания относительно дальнейших человеческих возможностей в этом отношении. 

В рамках проекта к психологам обращались врачи, равные консультанты, сотрудники НКО, социальные работники, а также коллеги-психологи, все так или иначе задействованные в ВИЧ-сервисе или контактирующие с ЛЖВ (люди живущие с ВИЧ). 

Евгения Дружинина, клинический психолог и  сотрудник проекта,  отмечает, что за помогающими специалистами часто водиться преувеличенное представление о собственной психологической устойчивости. 

За время работы проекта мы рассчитывали на не менее 100 первичных уникальных обращений. В результате их было 206. 

88% всех консультаций проходили в онлайн-формате. Обращения поступили из 25 регионов России. 

Тематики психологического консультирования условно можно разделить на два больших блока: личные и профессиональные. В ходе личных проблематик обсуждались индивидуальные реакции специалистов на межличностные конфликты, прорабатывалось чувство вины, травматический опыт. Профессиональный запрос специалистов в 25% случаев был связан с профилактикой синдрома эмоционального выгорания, в 24% с проработкой профессиональных кейсов, примеры других запросов – профессиональное самоопределение, работа в команде. 

Психологи отмечают, что в начале проекта (сентябрь 2020) профессиональные проблемы усугублялись тревожностью из-за эпидемиологической обстановки и локдауна – страх потери работы и социальных связей, последствия изоляции, вакцинация, которая была не только страхом, но и поводом для межличностных разногласий. 

К концу проекта подобных обращений стало значительно меньше, что объясняется успешной адаптацией специалистов к новым условиям, а также возвращению к привычным моделям работы. Всего же 23% обращений касались переживаний, связанных с эпидемией. 

Не всегда в обращениях удавалось отследить прямую связь с COVID. Потому что человек не приходит с обращением «Я боюсь COVID», но по-мнению психологов проекта ситуации, когда есть тревога заболеть или страх за своих близких, отражаются на ощущении безопасности и сказываются на разных сферах. 

Характерной чертой специалистов помогающих профессий была и остается созависимость, которую психологи отмечали в 32% обращений. Комментирует Евгения Дружинина, клинический психолог и сотрудник проекта: 

«Несмотря на то, что специалисты в большинстве случаев осознают свою созависимость, это очень жёсткая модель поведения, которую трудно изменить. Чаще всего она возникает из семейных деформаций, например, когда ребенка привлекают к спасению взрослого члена семьи, страдающего алкоголизмом, наркозависимость, онкобольного и др. Среди специалистов помогающих профессий – это частая история, которая непосредственно и приводит к желанию реализовывать себя в помогающей профессии. Плохо, когда созависимость принимает деструктивную форму «спасения» или «насильного причинения добра», когда тебя об этом никто не просит, или когда проблемы других людей по значимости доминируют над собственными. 

Для того, чтобы качественно и профессионально помогать, очень важно осознать и проработать свои склонности. Иначе ты будешь не помогать, а спасать – брать на себя ответственность за жизнь и решения другого человека.»

Даже в случае отсутствия очевидных психологических проблем, психологи отмечают потребность профессиональной эмоциональной поддержки, которая оказывалась в 95% случаев обращений. Екатерина Зыкова, клинический психолог, специалист проекта и сотрудник Ассоциации «Е.В.А.»:

«Эмоциональные переживания важно раскрыть и отработать. Если они связаны со сложными клиентами или стратегией работы специалиста, то психолог поможет разобраться, что присходит с клиентом, разделить его и собственные переживания – иногда специалист проецируют собственный опыт переживания аналогичных ситуаций и можно не замечать, что на самом деле с ним  (клиентом) происходит. 

Важно выделять время на эмоциональное отреагирование сложностей, страхов и переживаний, связанных с работой. Взять хотя бы профессиональную идентичность: – и равные консультанты, и психологи тревожатся о том, помогли ли они клиенту, у кого-то есть сложности с присваиванием достижений, перфекционизм и тд. Это важно отрабатывать и не позволять задерживаться в голове. И здесь мы приходим к пониманию важности регулярных встреч с психологом, например в формате групповых или личных супервизий.» 

Супервизии 1 раз в две недели, психологи назвали наиболее продуктивной частотой встреч, а минимальной  – 1 раз в месяц. 

Одними из неочевидных результатов проекта стали обращения специалистов, включая врачей, с запросами на проработку страхов, связанных с контактами с ВИЧ-положительными людьми. Мифы передачи ВИЧ и других инфекций, ложный образ ВИЧ-положительного человека – на развенчание этих стигматизирующих представлений в отдельном кейсе потребовалось 4 сеанса психотерапии.

В проекте была доступная возможность обращаться к психологам всем специалистам, работающим в сфере ВИЧ, используя удобные онлайн-каналы коммуникации: мессенджеры, социальные сети, Skype, телефонные звонки. А также сохраняя анонимность, если для клиента это было важно. 

Запрос на профессиональную психологическую помощь в ВИЧ-сервисе очень актуален и востребован, это отметили все психологи проекта. Особенно это заметно на примере регионов, в которых зачастую единственный профориентированный психолог – это специалист Центра-СПИДа, к которому по различным причинам специалисты помогающих профессий не пойдут. 

Потребность развития профориентированной психологии, базы доверенных психологов и доступных каналов оказания психологической помощи могут стать новыми задачами развития качественного ВИЧ-сервиса в России. 

Как помочь