Подпишитесь на рассылку E.В.А. и оставайтесь в курсе событийПодписаться

Парижсая декларация, Национальная стратегия по ВИЧ и Программа Санкт-Петербурга

Что общего и в чем различия

Ассоциация «Е.В.А.» в 2019 году в рамках проекта «Санкт-Петербург и Бишкек: ключевые группы и приоритеты профилактики ВИЧ и ТБ» провела сравнительный анализ текстов и обязательств, представленных в Парижской декларации, Национальной стратегии и Программе мероприятий по реализации в Санкт-Петербурге государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции (далее — Программа Санкт-Петербурга) с целью выявить основные аспекты и различия.

Парижская декларация регламентирует ряд обязательств, под которыми подписывается руководитель города, если он хочет присоединиться к списку городов и муниципалитетов с ускоренным ответом на эпидемию ВИЧ. Главы городов, поддержавшие инициативу и подписавшие Парижскую декларацию, предпринимают активные действия по борьбе со стигмой и дискриминацией и достижению целевых показателей 90-90-90 (90% людей, живущих с ВИЧ, будут знать свой ВИЧ-статус, 90% людей, которые знают свой ВИЧ-положительный статус, получат доступ к лечению, 90% людей, получающих лечение, будут иметь неопределяемую вирусную нагрузку) к 2020 году и 95-95-95 к концу следующего десятилетия. На сегодняшний день более 300 городов мира присоединились к Декларации.

«Города с ускоренным ответом на эпидемию ВИЧ» (Fast-Track Cities) — это совместная инициатива Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), Международной ассоциации поставщиков услуг по уходу в сфере СПИДа (IAPAC), программы ООН по населенным пунктам (UN-Habitat) и города Парижа.

В России был разработан и принят ряд документов, регламентирующих и детализирующих меры, направленные на противодействие эпидемии ВИЧ-инфекции. В первую очередь, Национальная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (и план реализации данной Стратегии), а также ряд документов, которые были приняты на уровне регионов.

Национальная стратегия была утверждена в октябре 2016 года. Документ определяет основные направления государственной политики по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Цель стратегии — предупредить развитие эпидемии, путем снижения числа новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией среди населения и снижения смертности от СПИДа. Для снижения числа новых случаев, согласно плану реализации Стратегии, необходимо расширять охват первичной профилактикой населения, формировать мотивацию к регулярному тестированию и проводить индивидуальную работу с пациентами с впервые установленным диагнозом ВИЧ-инфекция. Что включает в себя индивидуальная работа с пациентами, в документе не раскрывается. Согласно Национальной стратегии и принятой в 2018 году Программе Санкт-Петербурга, охват тестированием на ВИЧ-инфекцию населения к 2020 году должен достигнуть показателя 24%, в том числе, за счет ключевых групп. Доля ВИЧ-инфицированных пациентов, получающих АРВТ, должна быть равна 38,5%. В случае достаточного финансирования эти показатели могут быть выше — 35% и 90% соответственно. К 2020 году планируется увеличить охват беременных женщин с ВИЧ и новорожденных антиретровирусной терапией (95% и 99,9%).

Парижская декларация, в свою очередь, нацелена на быстрое уменьшение числа новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией и смертей вследствие СПИДа до 2020 года за счет реализации целевых показателей 90-90-90. Это возможно благодаря обеспечению для каждого человека устойчивого доступа к услугам тестирования, лечения и профилактики. Одним из целевых показателей Декларации является процент людей, имеющих неопределяемую вирусную нагрузку. Неопределяемая вирусная нагрузка исключает передачу ВИЧ-инфекции и помогает предотвратить рост числа новых случаев инфицирования. В Национальной Стратегии и Программе Санкт-Петербурга целевые показатели по количеству людей с подавленной вирусной нагрузкой не учтены. 

Одной из основных задач государственной политики, определяемых Национальной стратегией, является повышение информированности граждан по вопросам ВИЧ-инфекции. К 2020 году уровень информированности населения в возрасте 18-49 лет должен достигнуть 93%. Те же целевые показатели указаны в Программе Санкт-Петербурга. Для реализации данной задачи предлагается ведение информационно-пропагандистской деятельности с помощью интернет-ресурсов, социальной рекламы и всероссийских акций с целью формирования навыков ответственного отношения к своему здоровью, безопасного в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведения и укрепления традиционных семейных и морально-нравственных ценностей. 

Профилактические мероприятия, согласно Национальной стратегии, должны быть направлены, в основном, на представителей ключевых групп. Особое внимание уделено потребителям инъекционных наркотиков. К 2020 году планируется внедрение профилактических программ по сокращению ВИЧ-инфекции в данной ключевой группе в 85 регионах страны. В Программе Санкт-Петербурга помимо ключевых групп профилактические меры предусмотрены для трудовых коллективов и образовательных учреждений. Парижская декларация предусматривает устойчивый доступ к тестированию и профилактике для каждого. 

Согласно Национальной стратегии, ключевыми группами населения являются группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения. В группы повышенного риска включены: люди, потребляющие инъекционные наркотики, секс-работники/цы, мужчины, практикующие секс с мужчинами. К уязвимым группам населения относятся: подростки и молодежь, беременные женщины, беспризорные дети, лица без определенного места жительства, мигранты, пары, в которых один из партнеров относится к группам населения повышенного риска, медицинские работники и некоторые другие лица. Особо уязвимые группы населения составляют осужденные и лица, содержащиеся под стражей. Парижская декларация определяет ключевые группы как группы людей, уязвимых и подвергающихся маргинализации, в том числе обитателей трущоб, перемещенных лиц, молодых женщин, секс-работников, потребителей наркотиков, мигрантов, мужчин, имеющими половые контакты с мужчинами, и трансгендерных людей. Данное определение акцентирует внимание на ключевых группах, наиболее подверженных стигматизации и дискриминации. Стоит отметить, что важным аспектом реализации целей Декларации является уважение прав человека, исключающее всякую дискриминацию, независимо от пола, возраста, социального и экономического положения или сексуальной ориентации, а также создание обществ, свободных от стигмы и дискриминации. В Парижской Декларации учитывается гендерный аспект в определении ключевых групп (“молодые женщины”). В Национальной стратегии также учитывается гендерный аспект. Одной из задач Стратегии является повышение уровня охвата тестированием на ВИЧ-инфекцию женщин детородного возраста. В России под репродуктивным возрастом для женщин понимается возраст 15-49 лет. 

Города, поддержавшие инициативу по борьбе с эпидемией СПИДа к 2030 году, предпринимают активные действия по искоренению стигмы и дискриминации в отношении людей с ВИЧ-положительным статусом и уязвимых и маргинализированных групп. Парижская декларация призывает разрабатывать и пропагандировать услуги, которые будут справедливыми и свободными от стигмы и дискриминации, использовать инновационные социальные преобразования для создания справедливых и инклюзивных обществ. Национальная стратегия учитывает необходимость формирования социальной среды, исключающей дискриминацию по отношению к людям с ВИЧ в семье, в общественной жизни, в области занятости и здравоохранения. Однако, задача Национальной стратегии — интеграция и социальная адаптация ВИЧ-положительных людей. 

Таким образом, Национальная стратегия, Программа Санкт-Петербурга и Парижская декларация направлены на реализацию схожих целей. Для решения проблем социальной изоляции, стигмы и дискриминации, гендерного неравенства, доступа к тестированию, профилактике и лечению необходимо объединить ответные меры на эпидемию СПИДа городов, присоединившихся к Декларации, и стратегии борьбы с распространением ВИЧ-инфекции в России. Приверженность принципам общественного здравоохранения и Целям в области устойчивого развития (ЦУР), разработка ответных мер с учетом местных потребностей и локальных проблем, мобилизация экономических и социальных ресурсов крупных городов позволят  обеспечить процветание и благополучие для их жителей.  

Как помочь